English Version Написать письмо Карта сайта EDEM
В.КетовЭДЕМ - этическое экологическое движение







Ketov.ru СТРАННИК Новости

Продолжение фрагментов книги

21.05.2016

Как решаются вопросы с визами
Как правило - тяжело.
Из десяти лет, которые занял основной этап моего путешествия, больше пяти пришлось на «отсидки» — когда я сидел в ожидании виз. Абсурд! И дело не в том, что это я такой особенный: путешествую впервые вокруг земли, поэтому мне нужны какие-то льготы. Отнюдь нет: абсурдна вообще вся эта конструкция с визами и границами. На самом то деле никакие чиновники не имеют права препятствовать свободному перемещению человека.
Начать с того, что это просто незаконно. Еще в СССР я был одним из немногих граждан, знавших Декларацию прав человека. По чьему-то недосмотру она была напечатана в качестве приложения к книге Курта Вальдхайма «Единственная в мире должность» в 1980 году тиражом 80 тысяч экземпляров. С тех пор я наизусть знаю, что гласит статья 13: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства».
А главное, все препоны, с которыми я сталкивался, ни разу не имели под собой какого-либо реального основания: это всегда была воля какого-то конкретного чиновника, не подкрепленная ни законами, ни логикой.
Принцип презумпции невиновности (провозглашенный статьей 11 той же Декларации) для иных консульских сотрудников просто не существует. Одно дело, если человек осужден: например, признан террористом. Но заранее подозревать меня в том, что я шпион, террорист, контрабандист или еще черт знает кто — абсолютно неприемлемо.
Сколько паспортов
Не менее десяти, большинство менялось, когда кончались чистые страницы. Есть один особенный – «паспорт республики Хаут-бей». Это бывший рыбацкий городок возле Кейптауна. Сейчас он не столько рыбацкий, сколько туристский объект. За скромную денежку там можно получить паспорт, который выглядит вполне достоверно: синий с тиснением, фотография владельца и несколько страниц с текстом. Если в него не всматриваться и не вчитываться в текст, то вполне можно принять за настоящий. Хорошая шутка!
Собираете ли заранее информацию о регионе, о странах, о местах.
Всю жизнь много читал, поэтому определённый багаж накоплен. На весь проект заранее собрать необходимую информацию просто невозможно. Подъезжая к очередному региону, стране, участку, естественно стараюсь собрать максимальную информацию. В основном, это карты. В новой языковой зоне выясняю самые необходимые слова – «спасибо», «молоко», «вода», «сколько», «где» и т.п. Любая конкретика выясняется на месте. На чужое мнение стараюсь не полагаться.
Не страшно? Погода, плохие люди, а как зимой, а если дождь?
Наверное, это моя особенность. Но мне, чтобы испугаться, нужно чётко понимать, чего и почему надо бояться. Страхов заранее нет. Как говорят англичане, не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда. Обычно добавляю, в нашем случае – бывает плохое снаряжение и недостаточная подготовленность. К примеру, о дожде. У меня есть специальный набор одежды, так называемый штормовой комплект с бахилами. Плюс лёгкая накидка на случай небольшого дождя. Но каждый раз я решаю задачу, исходя из конкретной ситуации. Если вижу, что дождь может скоро закончиться, а у меня есть запас времени, то я его просто пережидаю. Если времени нет, а дождь явно надолго, то переодеваюсь и продолжаю движение. Факторов выбора решения много: наличие укрытия или его отсутствие, время дня, расстояние до возможного ночлега и пр.
Зимы в основной части маршрута у меня не было, я потому и выбрал направление движения «море справа». В снег попал в первый раз в Турции в горах зимой 93 года. Холодно там не было. А вот летом 1999 на экваторе, в Южной Америке между Колумбией и Эквадором, в 2005 в Скандинавии, в мае 2011 в Канадском Лабрадоре помёрзнуть немного пришлось.
Сколько языков вы знаете? Как общаетесь с местным населением, как преодолеваете языковой барьер?
Языковой барьер понятие относительное. С моей точки зрения его просто нет, есть отдельные колышки, которые можно научиться обходить. Так перед въездом в любую страну первым делом выясняю, как на местном языке сказать «спасибо» - сейчас могу поблагодарить на нескольких десятках языков мира. Правда, позабыл «спасибо» на суахили – просто там три различных варианта благодарности, а когда я выучил их, Танзания уже кончилась! Конечно, лучше знать иностранные языки, чем больше, тем лучше. Всегда завидую тем, кто ими владеет. Мой английский оставляет желать… Но в путешествии важнее понимать законы человеческого общения. Первый и главный закон: если два человека искренне хотят понять друг друга, то рано или поздно они объяснятся. А если вас не хотят понять, то никакое знание любых языков вам не поможет. Второй закон: в прямом человеческом общении словами (вербально) передаётся около 30 процентов информации. Большая часть информации передаётся по другим каналам. Все сразу вспоминают мимику и жесты. Есть такие каналы, но весьма узкие и небезопасные. Особенно – жесты. В разных культурах их значение может быть прямо противоположным. А основной канал передачи информации – интонация. Её понимают все, даже животные. Знание этих двух законов позволяют решать вопросы общения довольно уверенно везде, вплоть до таких удалённых от цивилизации мест, где заведомо нет общих языков.

А как же змеи, тигры и медведи?
Считаю, что проблема с дикими зверями, угрожающими путешественнику, просто придумана, раздута СМИ, которые озабочены не информацией для людей, а сенсацией для рейтинга, тиража и гонорара. Все звери на земле, давно и твёрдо знают, что самое страшное и опасное существо на земле – человек и, за исключением летающих кровососущих, стараются держаться от него как можно дальше. Это справедливо для тех случаев, когда человек ведёт себя адекватно и не провоцирует животных на агрессию: не лезет в нору, не шарится ночью по зарослям, не дёргает льва за хвост и т.п. За всю Африку – чуть меньше трёх лет – слона видел один раз издалека, а львов, носорогов, леопардов просто не встречал. Правда, одного мёртвого леопарда видел, в глубинке, в джунглях чёрной Африки, был вывешен на продажу вместе с разной мелкой живностью.
Если вы в той же Африке хотите увидеть каких-то серьёзных зверей, то нужно выполнить несколько условий: иметь много «зелени», нанять хорошего проводника с надёжным внедорожником, поехать с ним в хороший национальный парк. При выполнении всех этих условий вам, возможно, повезёт.
Делаете ли вы прививки? Как лечитесь, есть ли страховка?
Прививок почти не делал. Всю Европу, Ближний Восток и Северную Африку обошелся без них. В Марокко мне напомнили о прививках. В Рабате настоятельно порекомендовали сделать прививку от желтой лихорадки. Сделал и получил сертификат. Его в последующие годы предъявлял три или четыре раза – особо никто не интересовался.
Еще очень пугали меня малярией, даже снабдили профилактическим препаратом. Принимал его недолго и бросил. Не то чтобы не боюсь инфекции – просто знаю, что заболеваем мы по другой причине. Люди болеют не потому, что подхватили инфекцию. Зараза не выбирает – нападает на всех, а болеют не все. Причина в нашей иммунной системе. Хорошо отмобилизованная иммунная система не даёт инфекции никаких шансов. Поддерживать иммунную систему мобилизованной очень просто, только мало кто это делает. Достаточно рано утром сразу из постели, пока организм максимально расслаблен, тёплый и вялый, на очень короткое время сунуть его под холодную воду. Речь идёт не о закаливании таким способом, а о чисто сигнальной процедуре. Иммунная система получает сигнал из внешней среды, что среда неблагоприятна, нужно мобилизоваться. На день этого сигнала хватает. Но на следующее утро его нужно повторить снова, и так каждый день.
Как таковые болезни меня миновали. Правда, разок пришлось обратиться к стоматологу, но за границей это скорее вопрос денег. Пару раз случались легкие недомогания типа ОРЗ, но от этого и в Петербурге не застрахован.
Вообще в путешествии болеть некогда, сама обстановка не располагает. Недаром мой отец-фронтовик говорил, что на фронте не болеют: заболевают после боев, когда наступает затишье или часть выводят в тыл. Так и здесь – организм постоянно в тонусе, преодолевает трудности, ощущается физическое напряжение.

Что едите? Чья кухня больше нравится? На чём готовите?
Стараюсь есть привычные продукты. В дороге лучше не экспериментировать. Хотя довольно часто вопрос выбора вообще не стоит. Найти бы что-нибудь поесть! На подножный корм надеяться не стоит. Стереотип о «доступном банане» в жарких странах не более, чем заблуждение. Во-первых, ничейных бананов нет. Во-вторых, все бананы срывают глубоко зелёными, а доходят до кондиции они в процессе транспортировки. К слову, в сезон - апельсины в Испании или виноград в Италии поесть, не покупая, конечно можно. Такой приятный бонус, но проблему питания он не решает. Задача в пути – минимизация всех затрат, денежных, временных. Поэтому сформировался свой простейший набор, которого должно хватать на поддержание сил. Основа - овсянка или лапша быстрого приготовления, которые дополняются чаем, сахаром и если возможно, хлебом. Основной приём пищи рано утром. Готовлю на рассвете в полевых условиях на примусе (бензиновый или газовый). Весь световой день отдаётся движению. В течение дня только пью, по максимуму. Делаю один-два лёгких перекуса. Идеальный вариант это банан, если его удалось купить. Орешки с изюмом, шоколадка – вещи, которые хорошо иметь при себе именно на такие случаи. В конце дня перед сном старался найти молоко и хлеб, молока много – от литра до трёх. Это моя особенность. Организм требует при больших нагрузках. Я вообще люблю молоко, но в первой половине дня стараюсь не пить и не есть молочного. Молоко способствуют расслаблению и хорошему отдыху, и для меня перед сном оно незаменимо. А чьи кухни больше нравятся, вообще вопрос не ко мне. Я не турист, чтобы оценивать и сравнивать. Благодарен всем, кто накормил в пути. И не важно, был это испанский или мексиканский ресторан или придорожная харчевня в Албании, или достархан с офицером-вертолетчиком в Южном Йемене.
Где ночуете?
Ночую по обстановке. Большая часть Европы и Африки – полевые ночлеги в палатке подальше от людей. Когда требовала ситуация или позволяли финансы, старался попасть под крышу. Но, конечно, самым дешёвым вариантом: хостел, гостевой дом, ночлежка, добрые люди, пожарная часть, полицейский участок…Вариантов было много.
Как поддерживаете связь с домом?
До конца основного этапа в ноябре 2000 года связи у меня не было никакой. Иногда удавалось позвонить из какого-нибудь города, ещё реже из какого-нибудь нашего представительства. Информацию о себе изредка удавалось послать с оказией. В 2006 впервые поехал с мобильником. Это был этап Аляска – Ванкувер. В 2007 -2008 по нашему северу двигался со спутниковым телефоном «Иридиум». По России в 2010 и по Америке в 2011 ехал просто с мобильником, связывался по скайпу и электронной почте, когда была такая возможность.

Какая страна больше всего понравилась? Какие достопримечательности запомнились?
Мир един и весь прекрасен. По странам его делят люди. Когда едешь на велосипеде, хорошо понимаешь условность границ. По обе стороны границ в разных странах живут одни и те же люди, часто родственники. Больше или меньше могут нравиться какие-то конкретные места, природные объекты, географические регионы. К примеру, мне очень нравится северо-западное побережье Северной Америки – Аляска и Британская Колумбия. Прежде всего это близкая, практически родная природная зона. Люди живут там в гармонии с природой, отсюда и общее положительное впечатление.
Красивых мест много. В Европе запомнилось побережье страны басков в Испании и Адриатика. Последнее врезалось в память контрастом абсолютной красоты природы и полным безумием человеческого поведения (ехал в разгар войны 1992 г.) В Африке помнится богатство природы береговой линии Туниса и Алжира, побережье ЮАР. В Азии – Таиланд и полуостров Малайзия за живописность и особую атмосферу доброжелательности. Россия не имеет себе равных по разнообразию, богатству и красоте природы. Но, к сожалению, наши отношения с природой оставляют желать лучшего.
С достопримечательностями у меня свои отношения. Цели посетить, поставить галочку, отметиться возле знаменитых и всем известных памятников, у меня нет. Я решаю свою задачу – пройти маршрут оптимальным образом. Как правило, мой путь проходит в стороне от так называемых достопримечательностей. Но в моём фотоархиве собралась отдельная коллекция необычных памятников, уникальных природных объектов и явлений, которые не растиражированы и мало кому известны. Мне кажется, что это интереснее.
Где самые отзывчивые люди?
Отзывчивость, как и остальные душевные качества людей, не зависит от места проживания, национальности, расы и веры. У меня есть масса примеров из самых разных мест как бесконечной отзывчивости, так и противоположных проявлений.
Зачем вам всё это? И не хотелось ли когда-нибудь всё бросить?
Всё бросить никогда не хотелось. Даже в самые тяжёлые моменты бюрократических засад, безумной усталости, временами даже апатии, такой мысли не возникало. Порой это удивляло самого. Думаю, всё дело в мотивации, её уровне. Это мотивация долженствования. Получив столь грандиозную идею, понимаешь, что должен это сделать.
Если ехать «мир посмотреть и себя показать», никаких сил надолго не хватит при имеющихся препонах и трудностях. А когда понимаешь, что ты просто должен это делать, то делаешь.
Зачем? Чтобы сделать то, что никто никогда не делал, совершить первопрохождение по абсолютной красоты маршруту – единственной линии, которую не нужно рисовать на карте, закрепить приоритет свой и страны на совершение первого в истории путешествия действительно вокруг земли.
Чтобы попытаться постичь этот мир и место человека в нем, найти ответы на такие вопросы как: в чем смысл жизни, зачем на земле человек и в чем корень человеческих проблем.
О чём думаете во время пути?
Во время пути, если нет больших проблем, думается хорошо. Если есть проблемы, то думаешь, конечно, о них. Когда основные проблемы решены, то голова свободна. В такое время лучше всего думается о так называемых «вечных вопросах» У других, может быть, иначе, но я о себе. Ноги работают, голова свободна и мысль развивается непрерывно, не прерывается суетой. Именно в пути пришло понимание многих важных вещей. Но об этом чуть позже.
Бывают смешные вопросы, типа «какой компании воду предпочитаете», «какие сувениры привозите из путешествия» или «почему у вас мало видео». Хотя последний вопрос не такой уж и смешной. Пару раз меня даже спросили, как и чем я могу подтвердить, что сделал то, о чём говорю.
Характерно, что этот вопрос мне задавали только соотечественники. Основной способ документирования пройденного маршрута – это фото с табличками населённых пунктов, географических объектов и т.п. Некоторые пропуски связаны только с отсутствием в какие-то моменты фотоплёнок или их пропажей при пересылке. Напомню, что начинал я с фотоаппаратами «ЛОМО - компакт» и «Агат». Весь основной этап 1991-2000 гг., до конца дорог в Канаде проехал с плёночными аппаратами – дешёвыми мыльницами. Из более 30 000 кадров фотоархива значительную часть составляют именно таблички, под которыми стоит велосипед. Кроме того, в архиве десяток заштампованных паспортов и сотни путевых карт с ходовыми отметками (дата и пройденная дистанция). Ещё есть пара сотен публикаций в разных СМИ по ходу движения. Ну а видео, конечно, мало, почти нет. А как вы представляете? Еду я на велосипеде и снимаю сам себя на видео? Сегодня молодые ребята удивляются, что я не догадался камеру на шлем приспособить. Не было раньше камер на шлем, да и не пользуюсь я шлемом. И это уже другой вопрос – почему я не пользуюсь шлемом. Не ношу головных уборов, никогда, даже зимой. Голова должна быть свободна. Иначе она себя плохо чувствует и хуже функционирует.
Свобода вообще для меня главное условие. Гармония — дитя свободы.



 
Rambler's Top100